Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Witcher_by_nekoyoukaii-d37yb1k

Wiedźminka Elle 79 *

202

Связь нарратива и геймплея: опыт Black Flag

Однажды, серфя Интернет в поисках информации по своим любимым франшизам и сериям, я совершенно случайно наткнулась на блог старшего дизайнера Ubisoft Станислава Костюка, а в нем – на цикл статей по играм Assassin's Creed. Некоторые из них, как я узнала несколько позже, уже переводились на русский язык, однако не во всех случаях перевод оказался на высоте. Так вышло и со статьей, посвященной одной из самых любимых мною частей, – Assassin's Creed IV: Black Flag. Именно поэтому я решила не отказывать себе в удовольствии перевести заинтересовавший меня материал даже при условии, что кто-то меня опередил. Ведь по большому счету ничто не истинно и все дозволено.

Связь нарратива и геймплея: опыт Black Flag
Assassin's Creed IV: Black Flag - Связь нарратива и геймплея: опыт Black FlagСвязь нарратива и геймплея: опыт Black Flag

Автор: Станислав Костюк,

старший геймдизайнер Ubisoft

Связь нарратива и геймплея: опыт Blасk Flag

Сейчас, когда я пишу этот пост [опубликован 3 августа 2016 г. – Прим. перев.], Assassin's Creed IV: Black Flag продолжает оставаться моей самой любимой игрой франшизы. Она очень хорошо сделана, все ее элементы, начиная от дизайна миссий и заканчивая повествованием и миром, тесно связаны между собой. И хотя в ней присутствуют недостатки, унаследованные от других частей (например, все еще очень простая боевая система), они не могут служить препятствием на пути получения потрясающих впечатлений, которые, на мой взгляд, Blасk Flag способна подарить игрокам. Фактически это 'Лучшая Аssаssin's Crееd', соединившая в себе все плюсы предыдущих игр. Однако сегодня я хотел бы поговорить о способах подачи игровой истории и ее связи с геймплеем.

Assassin's Creed IV: Black Flag – это, прежде всего, история о поисках своего места в этом мире. У нас есть группа персонажей-пиратов, и каждый из них пытается понять, кто он и чего хочет. В их число, конечно же, входит и главный герой Эдвард. Однако кроме него там есть еще Стид Боннет, мечтающий о приключениях, Бенджамин Хорниголд, стремящийся к порядку, Черная Борода, осознавший, что эта жизнь не для него, и Бартоломью Робертс, девиз которого: «Веселая, но короткая жизнь». Иначе говоря, один раз живем.

Также в игре присутствуют две фракции, ассасины и тамплиеры, со своими устоявшимися идеологиями и конфликтами. И через взаимодействие со всеми персонажами, принадлежащими к разным группам, Эдвард в итоге приходит к осознанию того, кто он такой и где его место в этом мире. Это прекрасная личная история, совершенно не похожая на истории из предыдущих частей. И мне она отчасти близка, возможно, потому, что я тоже, как Эдвард и многие другие до и после него, пытался найти свой Путь.

Связь нарратива и геймплея: опыт Black Flag
Assassin's Creed IV: Black Flag - Связь нарратива и геймплея: опыт Black FlagСвязь нарратива и геймплея: опыт Black Flag

В основе сюжетной линии Эдварда и истории о Странствиях Героя лежит басня Эзопа об орле и галке (отсюда и название корабля Эдварда), в которой галка попыталась утащить барана. Дети поинтересовались у своего отца-пастуха, что это была за птица, и тот ответил: «Это галка, но ей самой кажется, будто она – орел». То же самое случается и с Эдвардом. Он ищет несметные сокровища, а находит нечто, оказывающееся за гранью его понимания.

Ладно, все это, конечно, хорошо, но как оно согласуется со скрытно-ассасинско-корабельным геймплеем четвертого Аssаssin's Crееd? Подобного рода истории, темы, сюжетные линии встречаются во многих играх самых разных жанров, с разным геймплеем и бог весть с чем еще, но они как нельзя лучше подходят для «Черного флага». Почему? Правильный ответ – «Галка», корабль и дом Эдварда (есть, правда, еще поместье на Большом Инагуа, вроде бы выполняющее роль базы, но особого значения оно не имеет; подлинный дом Эварда – его бриг).

В начале игры у вас нет собственного судна. Вам дают пару раз постоять у штурвала, но исключительно в пределах замкнутых или линейных участков. В первых миссиях бóльшую часть времени вы проводите на суше без возможности самовольно покинуть локацию, в которой находитесь. И вот в какой-то момент вы оказываетесь пленником на одном из кораблей флотилии, готовящейся к отплытию.

Связь нарратива и геймплея: опыт Black Flag
Assassin's Creed IV: Black Flag - Связь нарратива и геймплея: опыт Black FlagСвязь нарратива и геймплея: опыт Black Flag

Разыгрывается (исторический) шторм, и тогда же вы со своим будущим первым помощником Адевале и будущими членами экипажа совершаете побег, захватываете корабль, после чего следует потрясающе эпичная сцена того, как вы прорываетесь на нем сквозь бурю, тайфуны и огромные волны. И по завершении этой драматичной сцены вы получаете не только «Галку», но и доступ к игровому миру, отныне полностью открытому для вас (за исключением пары сюжетно важных локаций, которые, впрочем, расположены в таких местах, куда поначалу не так-то легко попасть). Обладание «Галкой» дарует чувство свободы и Эдварду, и вам как игроку.

Однако, даже получив корабль, вы не можете отправиться куда пожелаете, не можете добиться успеха везде, где захотите, потому что зоны Карибского моря различаются по уровню сложности. И чем сложнее зона, тем серьезнее вооружены и опаснее плавающие там корабли и находящееся там форты, тем лучше охраняются ее локации. В основе главной сюжетной линии лежит параллель между басней про галку и орла и самим Эдвардом, и в то же время вы как игрок, проходя ее, вовлекаетесь в метаигру по превращению вашей «Галки» в Орла. Выполняя побочные задания, получая за них деньги и ресурсы, вы улучшаете корабль, что, в свою очередь, дает вам возможность отправиться в более опасные зоны и т.д. Кульминацией этого процесса становится встреча с легендарными кораблями – самыми сложными противниками в игре.

В Blасk Flag вы неразрывно связаны со своим кораблем, поскольку данной игре присущи заточенные, как я бы это назвал, под «Галку» экономика и структура. Причем я имею в виду не только прокачку судна и использование его в рамках всевозможных морских активностей: например, для захвата вражеских судов и фортов, охоты на китов, исследования обломков затонувших кораблей и много чего еще. Без «Галки» даже «сухопутные» задания выполнить невозможно, потому что она – единственный способ добраться до любой суши. Таким образом достигается соответствие между целями протагониста и целями игрока: Эдвард постоянно ищет то, что помогло бы ему разбогатеть, и игрок стремится «разбогатеть», чтобы улучшить «Галку».

Связь нарратива и геймплея: опыт Black Flag
Assassin's Creed IV: Black Flag - Связь нарратива и геймплея: опыт Black FlagСвязь нарратива и геймплея: опыт Black Flag

Если Эдвард облажается, вы как игрок почувствует это на себе. Потому что в такие моменты вы оба лишаетесь «Галки». И нет больше открытого мира, нет возможности отправиться куда душе угодно – вы оказываетесь запертыми в одной единственной локации, будь то остров или город. Прощай, свобода (в широком смысле этого слова, конечно; внутри самих миссий свобода сохраняется, и геймплей не становится линейным).

Подобная согласованность [целей] игрока и персонажа помогает установить более тесную связь между ними и повышает значимость тем и вопросов, затрагиваемых в игре: стоит ли делать то, что вы делаете, или нет и т.п.?

Все это может показаться чем-то естественным, или очевидным, или легко реализуемым, но это не так. Возьмем, к примеру, Assassin's Creed: Rogue – игру, бóльшая часть механик которой была позаимствована из Blасk Flag. У ее главного героя Шэя Кормака тоже есть собственный корабль – «Морриган». И, честно говоря, он не идет ни в какое сравнение с «Галкой». Впрочем, чтобы не быть голословным, сравню их.

Связь нарратива и геймплея: опыт Black Flag
Assassin's Creed IV: Black Flag - Связь нарратива и геймплея: опыт Black FlagСвязь нарратива и геймплея: опыт Black Flag

1. Как Вы получаете корабль

  • Blасk Flag: вы получаете «Галку», совершая побег из плена и от гнева самой природы, прорываетесь на ней сквозь бушующий шторм, борясь за собственную жизнь.
  • Rogue: вы получаете «Морриган», просто перебив врагов на корабле, бросившем якорь у берегов пустынного острова. Все, теперь он ваш.

2. Ценность обладания кораблем

  • Blасk Flag: вы получаете полный доступ к открытому миру Карибского моря только после обретения «Галки». Она означает свободу и для персонажа, и для вас как игрока.
  • Rogue: вы получаете корабль в самой первой миссии, поэтому вы даже не знаете каково это, не иметь его.

3. Значение корабля для перемещения по миру

  • Blасk Flag: без «Галки» в Карибском море делать нечего, без нее вы вообще никуда не сможете добраться.
  • Rogue: игровой мир состоит из трех больших регионов. Один из них – Нью-Йорк, где корабль в принципе не нужен. Другой – Речная долина, где корабль нужен далеко не всегда, потому что в некоторых случаях попасть из локации в локацию там можно либо по суше, либо с помощью парома. Единственный регион, где вам действительно нужен корабль, – это Северная Атлантика.

4. Значимость для экономической системы

  • Blасk Flag: самые важные источники вашего дохода связаны с морем. Будь то королевские конвои с кучей денег или военные корабли с кучей ресурсов, без «Галки» вы до них не доберетесь. Сухопутные активности играют вспомогательную роль и используются в основном для улучшения «Галки».
  • Rogue: самые важные источники вашего дохода располагаются на суше. Восстановленные предприятия обеспечивают постоянный приток денег, а во вражеских аванпостах, опять же наземных, содержится большое количество ресурсов. Вы можете достичь экономического процветания в игре, вообще не занимаясь морскими активностями (по правде говоря, я не выполнил ни одного морского задания в Rogue, кроме тех, которые нужны были для продвижения по сюжету).

5. Значимость для рассказываемой истории

  • Blасk Flag: «Галка» – продолжение Эдварда. Она обеспечивает согласованность его собственных целей и целей игрока. И именно эти цели определяют развитие Эдварда как персонажа.
  • Rogue: цель Шэя – помешать ассасинам найти Храм Предтеч. «Морриган» к ее достижению вообще никакого отношения не имеет.

Цель проведенного мною сравнения заключается не в том, чтобы раскритиковать Rogue (хотя, на мой взгляд, «Морриган» в игре действительно лишена смысла), а в том, чтобы показать, насколько эффективной может быть правильно выстроенная связь между повествованием и геймплеем. На ум приходит масса игр, где это крайне удачно реализовано. Например, в Brothers: A Tale of Two Sons присутствует столь поразительная и трогающая за душу связь между игровыми механиками и рассказываемой историей. Однако чем больше игра, тем сложнее создать и поддерживать такую связь, тем не менее я считаю, что Assassin's Creed IV: Black Flag, даже будучи игрой с открытым миром, прекрасно с этой задачей справляется.

Оригинал статьи: Black Flag’s narrative theming in gameplay






Также оставлю здесь ссылочки на переводы (свои и не только) других статей Станислава Костюка, посвященных играм серии Аssаssin's Сrееd.

Безынтерфейсный дизайн первого Assassin’s Creed

Как миссии Assassin’s Creed II используют открытый мир

Связующий открытый мир Brotherhood

Об Assassin’s Creed: Revelations и важности отсекания лишнего

Геймдизайнер Ubisoft о миссиях в открытом мире в Assassin's Creed III

Почему в игре Assassin’s Creed: Rogue лучшая система поиска коллекционных предметов в серии

Отсутствие единства в Assassin’s Creed: Единство

202
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

13 комментариев к «Связь нарратива и геймплея: опыт Black Flag»

  • Да... романтика морей отдельным плюсом может стать.

    И как неожиданно было увидеть такую игру, если вспомнить с чего всё начиналось. Тот же Hitman как был убийцей, так и остался - не превращался в симулятор чего-нибудь ещё :)



    Vault_boy_playing_card_by_edrayton-d

    Автор Textoplet 64


  • Очень люблю подобные материалы. Всегда интересно читать рассказы и интервью мастеров, которые создали шикарные игры (BF тоже моя любимая) - есть чему поучиться.



    %d0%b0%d0%b2%d0%b0

    Геймер Countouch 13


  • Textoplet писал:

    Тот же Hitman как был убийцей, так и остался - не превращался в симулятор чего-нибудь ещё :)

    Ну, Absolution была несколько особой. Разработчики попытались переосмыслить личность 47-го, наделить его человечностью и т.п. На мой взгляд, эта попытка, сама по себе неплохая на уровне идеи, получила не очень удачную реализацию. Сюжет терялся за геймплеем, а геймплей отвлекал от сюжета. Необходимость проходить миссию по несколько раз ради выполнения всех испытаний дико мешала следить за развитием сюжета. В то же время выбор в пользу сюжета вынуждал отказаться от манчкинства, фарма заданий и испытаний. Ситуацию бы спасла возможность перепройти миссию в любое время после ее завершения (как в "Ассасинах"), но ее разработчики не предусмотрели, насколько я помню.



    Witcher_by_nekoyoukaii-d37yb1k

    Wiedźminka Elle 79 *


  • Великолепная статья, которая стоит, чтобы перевести её не один раз. Действительно полезная информация.

    P.S. Из игр с хорошей связью нарратива и геймплея вспоминается Star Wars: Knights of the Old Republic, с её выбором между сторонами Силы. Многие правда говорят, что мол на этот выбор слишком влияет то, что "заклинания" Тёмной Стороны мощнее и игроки выбирают этот путь только из-за бонусов. Но в этом весь смысл! В ЗВ на Тёмную Сторону переходили именно желая стать сильнее! Даже в самой KotOR на планете Ситхов, кого не спросишь - все отвечают, что пришли сюда именно за возможностями Тёмной Стороны. Даже те (в особенности те), кто хочет использовать эти возможности чтобы бороться с рабовладельцами и прочей несправедливостью.



    Conquer_pay

    Автор LootHunter 68


  • Чего-чего? Повествование? В Blag Flag?

    О повествование могут говорить только дизайнеры Obsidian Entertainment, CD Project или старой Bioware.

    Black Flag обычная дрочильня с отстойным сюжетом и схематичными персонажами но с интересным сеттингом и неплохой атмосферой.



    Avatar

    Геймер rostan 7


  • rostan писал:

    Чего-чего? Повествование? В Blag Flag?

    Black Flag с интересным сеттингом и неплохой атмосферой.

    А атмосфера (и сеттинг) по-твоему как игроку раскрываются?



    Conquer_pay

    Автор LootHunter 68


  • LootHunter писал:

    А атмосфера (и сеттинг) по-твоему как игроку раскрываются?

    Атмосфера и сеттинг хорошо были раскрыты в отличных книгах и фильмах на пиратскую тематику.

    И зайдя в Black Flag игрок получит ровно столько удовольствия, насколько он успел проникнуться пиратской тематикой благодаря этим самым книгам и фильмам.

    Эта игра сама по себе - дрочильня с клиповым, схематичным сюжетом. . И этим всё сказано.

    Нравится пиратская тематика - можно поиграть в игру и получить от этого какое-то удовольствие. Не нравится - эта игра ничего не может предложить, чтобы этой тематикой заинтересовать.

    А Rogue хуже BlackFlag только тем, что он на его фоне насквозь и полностью вторичен



    Avatar

    Геймер rostan 7


  • rostan писал:

    зайдя в Black Flag игрок получит ровно столько удовольствия, насколько он успел проникнуться пиратской тематикой благодаря этим самым книгам и фильмам.

    Эта игра сама по себе - дрочильня с клиповым, схематичным сюжетом. . И этим всё сказано.

    Нравится пиратская тематика - можно поиграть в игру и получить от этого какое-то удовольствие. Не нравится - эта игра ничего не может предложить, чтобы этой тематикой заинтересовать.

    Я не могу с этим спорить по той простой причине что не играл в Black Flag. Однако, как показывает практика далеко не все произведения по мотивам раскрывают темы исходного материала так чтобы понравилось фанатам. Так что даже если Black Flag и не тянет на уровень Корсаров (в которых, кстати, сюжет тоже не ахти) по созданию духа пиратских приключений, утверждение что "игрок получит ровно столько удовольствия, насколько он успел проникнуться пиратской тематикой" говорит о том, что повествование в игре всё-таки есть и оно передаёт всё как надо.



    Conquer_pay

    Автор LootHunter 68


  • Пусть эта игра и лучшая в линейке Ассасинов , но и в ней хватает ляпов. Совсем никак не вяжутся стелс и пиратство - ну никак. Современная продвинутая карта. Корабль плывет одинаково быстро в любую сторону, хотя у него нет парусов, позволяющих ходить в бейдевинд. Экскурсы по офисам со взломом терминалов так же вызывают недоумение. Пиратство - это свобода? Как бы не так! Лезьте и снимите флаг с абордируемого корабля! Вы хотели его потопить? А вот об этом почему то никто не подумал.



    Skyrim_ledi

    Геймер turbolovers 12


  • turbolovers писал:

    Пусть эта игра и лучшая в линейке Ассасинов , но и в ней хватает ляпов.

    Это не лучшая часть Ассасинов, до второй части ей далеко.

    А все эти ляпы - просто придирки к игровым условностям. Корабль плывёт одинаково быстро - ну так это для удобства игрока, ведь не в симулятор парусного флота мы же играем. Продвинутая карта? Так ведь Анимус же.. Хочешь потопить корабль. Так кто мешает? Только ресурсов меньше получишь

    Главный недостаток игры - это схематичный сюжет и обилие гринда.



    Avatar

    Геймер rostan 7


  • rostan писал:

    turbolovers писал:

    Пусть эта игра и лучшая в линейке Ассасинов , но и в ней хватает ляпов.

    Это не лучшая часть Ассасинов, до второй части ей далеко.

    А все эти ляпы - просто придирки к игровым условностям. Корабль плывёт одинаково быстро - ну так это для удобства игрока, ведь не в симулятор парусного флота мы же играем. Продвинутая карта? Так ведь Анимус же.. Хочешь потопить корабль. Так кто мешает? Только ресурсов меньше получишь

    Главный недостаток игры - это схематичный сюжет и обилие гринда.

    В предыдущие и последующие не играл, поэтому и спорить не о чем. Но кажется в других частях нет ни темы пиратства, ни кораблей.



    Skyrim_ledi

    Геймер turbolovers 12


  • rostan писал:

    Чего-чего? Повествование? В Blag Flag?

    О повествование могут говорить только дизайнеры Оbsidiаn Entertainment, CD Project или старой Bioware.

    Black Flag обычная дрочильня с отстойным сюжетом и схематичными персонажами но с интересным сеттингом и неплохой атмосферой.

    Речь идет не о повествовании самом по себе, не о сценарии и не о сюжете, а о СВЯЗИ нарратива и геймплея. И как раз в контексте этой связи у Black Flag дела обстоят не хуже (а может, и лучше), чем у горячо мною любимого "Ведьмака", где история подается преимущественно через диалоги и катсцены. Все эти тонны утопцев, гулей и прочих сирен, которых выносит наш игровой Геральт в промышленных масштабах, нахрен не нужны для раскрытия темы мести саламандрам, поиска убийцы королей или Цири. В "Черном флаге" мы играем за пирата и проживаем историю пирата, переросшего свою тягу к богатству и обретшего в жизни иные, более возвышенные ориентиры. Здесь "дрочильня" не противоречит сюжету и органично в него укладывается. Да и "дрочильней" это сложно назвать. Фарм корабликов скорее затягивает, нежели выбешивает. Что же до коллекционных предметов, то сбор их абсолютно опционален. Никто не заставляет рыскать по миру ради всех 200 фрагментов Анимуса или всех камней майя.

    turbolovers писал:

    Пусть эта игра и лучшая в линейке Ассасинов , но и в ней хватает ляпов. Совсем никак не вяжутся стелс и пиратство - ну никак. Современная продвинутая карта. Корабль плывет одинаково быстро в любую сторону, хотя у него нет парусов, позволяющих ходить в бейдевинд. Экскурсы по офисам со взломом терминалов так же вызывают недоумение. Пиратство - это свобода? Как бы не так! Лезьте и снимите флаг с абордируемого корабля! Вы хотели его потопить? А вот об этом почему то никто не подумал.

    Так никто и не говорит, что она свободна от ляпов и недостатков. Вот только с названными вами ляпами согласиться сложно.

    1. Отчего же пиратство и стелс не вяжутся друг с другом? Или, по-вашему, пираты только на открытые столкновения были способны, а на всякие тактические хитрости и прочие обманные ходы у них ума не хватало? Что-то мне подсказывает, что ребятки из Берегового Братства были дофига какие хитрые, и коли представлялась такая возможность, вполне себе стелсили.

    2. Сила и направление ветра в игре таки влияют на скорость и управляемость корабля.

    3. Потопить готовый к абордажу корабль в Black Flag очень даже можно. Достаточно вместо удержания кнопки абордажа дать по нему еще один залп. Ресурсов, правда, в этом случае с судна дропнется в разы меньше, но тут уже вам выбирать - топить или грабить. Если потопите, большая часть добычи уйдет на дно. Все логично.

    4. Речь в статье идет не о том, что пиратство - это свобода, а о том, что обладание кораблем - это свобода путешествовать по всему открытому миру. Впрочем, в те времена и само пиратство вполне тянуло на свободу, если сравнивать его с обществами европейских стран. В пиратской среде социальные, расово-этнические и до определенной степени гендерные различия, царившие в "нормальных" обществах, отступали на задний план, и человек преимущественно оценивался по своим личным умениям и достижениям, а не по сословию и фамилии родителей.

    rostan писал:

    Это не лучшая часть Ассасинов, до второй части ей далеко.

    Главный недостаток игры - это схематичный сюжет и обилие гринда.

    У второй тоже есть, к чему придраться. Например, странные задания на доставку и мордобитие, связанные с основной историей чуть менее, чем никак; сундуки, которые такая игровая условность, что аж зубы сводит (в "Черном флаге" они, как ни странно, выглядят почти логично - пиратские нычки, клады и всякое такое); сотня перьев, сбор коих к сюжету притянут за уши, и т.д. Да, очаровательного в этой части много, не спорю. Диалоги, романтика итальянского Ренессанса, обаятельный герой, узнаваемые достопримечательности и локации... Однако сюжет и тут не блещет изысками. Враги почти уничтожили семейство героя - все последующие главы он планомерно мстит свою мстю, выпиливая гада за гадом, пока не добирается до главгада. Вот и вся сюжетная схема. По большому счету, на развитие персонажа во втором "Ассасине" отводится одна-две начальные главы. В "Черном флаге" вся игра - это история становления ассасина, превращения раззвездяя в идейного человека.

    Я бы не стала так уж однозначно сравнивать вторую и четвертую части, в том числе и в отношении истории и сюжета. За этими играми стоят несколько разные видения лора и самой вселенной. Второй "Ассасин" - это часть истории Дезмонда Майлса (и его многочисленных предков), истории одного единственного человека. Black Flag - это продукт расширенного понимания вселенной Assassin's Creed, включающей в себя не одну, а огромное множество историй. Да, его ГГ Эдвард тоже является предком Дезмонда. И в тоже время сам он не является потомком ассасинской династии. Выбор фракции для не предопределен кровным родством. Он свободен выбирать. И он выбрал ассасинов. А вот Шэй Кормак, тоже не вязанный с какой-либо фракцией кровными узами, предпочел тамплиеров. Короче, и второй, и четвертый "Ассасины", на мой взгляд, по-своему хороши, как и их герои.

    turbolovers писал:

    Но кажется в других частях нет ни темы пиратства, ни кораблей.

    Корабли есть в "Изгое", но там нет пиратства, там совершенно иной исторический и сюжетный контекст, и потому корабли в нем воспринимаются как не пришей кобыле хвост. Есть еще корабли в AC III и "Истоках", но только в рамках нескольких сюжетных миссий. Хотите кораблики - дождитесь "Одиссею". В ней, вроде, снова появится морская "песочница".



    Witcher_by_nekoyoukaii-d37yb1k

    Wiedźminka Elle 79 *


  • Спасибо автору за перевод и пояснения. Но мне не хватает чего то в этой игре. Какой то внутри игровой свободы, что ли. Как и большинство -наиграл 100 часов, но это предел. Может в " Черепе с костями" у разработчиков получится получше, но будущая игра делается с упором на мультиплеер.



    Skyrim_ledi

    Геймер turbolovers 12


Чат